Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

 В.А. Сухомлинский

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и формирования положительного отношения к труду обоснована во ФГОС дошкольного образования и включена в содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Выявление ранней профессиональной направленности в дошкольном возрасте необходимо для построения индивидуальных маршрутов социализации ребенка, раскрытия его потенциальных способностей и задатков, которые будут развиваться на следующих ступенях образования.

На сегодняшний день, педагогический словарь пополнился таким понятием в области социализации и нравственно-трудового воспитания подрастающего поколения, как «ранняя профориентация дошкольников».

На современном этапе в ситуации быстроменяющегося спектра профессий необходимо актуализировать вопросы выбора содержания, форм, методов ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями и определить стратегии развития ранней профессиональной направленности у дошкольников. Одной, наиболее доступной, формой в ознакомлении детей с миром профессий, является сюжетно - ролевая игра, где ребенок берет на себя роль, в которой может использовать полученные на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания о профессии.

Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития детской игры. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество.

Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение регулировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию, личностных качеств, характера. 

Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, при необходимости настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя разные роли, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают реальные чувства и таким образом обогащают свой внутренний мир. Разворачивая игры различной тематики, ребенок охватывает различные сферы действительности, что способствует развитию его представлений об окружающем мире. В игре дети получают богатый опыт социального взаимодействия, осваивают не только действия с предметами, но и отношения между людьми, выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли, и это способствует развитию фантазии, памяти и творчества. 

В нашем дошкольном учреждении воспитатели всех возрастных групп изготавливают материалы и оборудование для центров сюжетно-ролевых игр, проявляя творческий подход, оригинальность в организации. С целью обогащения и развития сюжетно-ролевой игры для воспитанников проводятся экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры, проигрывания игровых ситуаций.

Большую помощь в пополнении атрибутов для сюжетно – ролевых игр оказывают родители, это говорит о тесном сотрудничестве дошкольного учреждения с семьями воспитанников. В игровых центрах представлены сюжетно-ролевые игры в соответствии с настоящим временем : «Кафе», «Салон красоты», «Почта», «Ателье», «Маникюрный салон», «Космос», «Пароход», «Туристическое агентство», «Ферма», «Супермаркет», «Аптека», «МЧС» и другие.

Воспитатели стараются создать для детей условия для общения, творчества, познания. Ведь игра — это любимое занятие наших детей. А с таким играми им всегда будет интересно. Очень важно создать условия для игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра обязательно присутствует в жизни наших детей. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дети, играя, — в значительной степени зависит от наших воспитателей и конечно от родителей. Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций.