Дмитрий Ефремов «Амурские казаки»:
«По-прежнему метка и цветиста речь на берегах Амура и Забайкалья. Удивляет она пришлых людей своей архаичностью. А как громко и почётно звучит само слово – «казак». Хочется верить, что вернётся оно в нашу жизнь и обретёт свой изначальный смысл – право на охрану родной земли».  

В 2018 году МДОБУ детский сад №11 приказом Министерства образования и науки Амурской области от 20.07.2018 г.  № 852  на  2018 – 2019  учебный год включен в список образовательных организаций по реализации регионального образовательного казачьего компонента. Работа по данному направлению в нашем дошкольном учреждении была начата с сентября месяца.

         

Актуальность введения данного направления определяется двумя факторами:

  • во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
  • во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности дошкольного образования, открыло перспективы для подлинной организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.

Действенным средством воспитания патриотизма, на наш взгляд, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям  казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни.

О необычайной жизненности казачества, свидетельствует его современное возрождение. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне. Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития родного края, воспитание уважения к героическому прошлому казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.

Для успешной реализации образовательного казачьего компонента в дошкольном учреждении был разработан проект «Ребята - казачата». В рамках проекта педагоги дошкольного учреждения 22 декабря отправились в "Станицу Черняева" на экскурсию в музей казачества. Тепло и радушно встретила экскурсантов хозяйка музея - директор Ворон Лидия Виниаминовна. Она провела очень интересную, исторически содержательную беседу по залам музея. рассказала об истории рождения казаков на Амуре, об вкладе Муравева-Амурского в территориальную принадлежность Приамурья и хабаровского края. Экскурсия носила нравственно -патриотический, духовно насыщенный, познавательный характер. Педагоги прикаснулись к предметам быта казаков, смогли расмотреть артефакты найденые на местах расположения казачьих станиц. Воодушевленные, с огромным чувством удовлетворения и позитивно настроенные вернулись домой, при этом ни у кого из экскурсантов не осталось и тени сомнения в важности и необходимости знакомства наших детей с историей казачества, воспитании патриотизма и духовности на основе истории родного края.  В процессе реализации данной работы у воспитанников будет  происходить накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, сформируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций. Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения регионального компонента, помогут им освоить нормы и правила жизнедеятельности многих поколений.