Сейчас присутствует большое количество информации в различных источниках о том, что такое функциональная грамотность и хочется сказать, что это понятие достаточно обширное. Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретённые знания, умения и навыки для решения широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

Функциональная грамотность делится на:

  • Читательскую;
  • Математическую;
  • Естественно-научную;
  • Компьютерную;
  • Финансовую;
  • Экологическую.

Каждое направление несет глобальное значение. И мне, как учителю-логопеду дошкольного учреждения, хочется тщательно рассмотреть понятие читательская грамотность.

Чтение – это отнюдь не такой примитивный человеческий навык, как может показаться на первый взгляд. От уровня развития нашего интеллекта, мышления, знаний и опыта зависит восприятие и понимание текста. Читательская грамотность – это не просто умение составлять из букв слова, а из них строить предложения. Читательская грамотность – это способность интерпретировать тексты, анализировать и искать в них скрытый смысл и значение. Это так же способность анализировать извлеченную информацию, размышлять о ней критически, сопоставляя с ранее полученным знанием из жизни, извлекать новое, уметь читать между строк. Составляющие термина  читательская грамотность  – понимание, поиск информации в тексте, осмысление содержания, обнаружение противоречий. 

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 году. Для определения уровня читательской грамотности существует система тестирования, организованная ОЭСР. В неё входят два теста. Первый разработан для школьников 15 лет (проводится он в рамках Programme for International Student Assessment, сокращённо — PISA), второй — для людей от 16 до 65 лет (в рамках Programme for the International Assessment of Adult Competences, сокращённо — PIAAC).

В соответствии с паспортом национального проекта «Образование» в 2019–2024 годах в субъектах Российской Федерации проводится оценка качества общего образования. В 2022 году общероссийская «Оценка по модели PISA» проводилась по технологии импортозамещения. При этом исследование по-прежнему позволяет получать данные по традиционным для исследования направлениям оценки: читательской, математической и естественно-научной грамотности. Национальным центром исследования «Оценка по модели PISA» является ФГБУ «ФИОКО» (https://fioco.ru).

Всего в 2022 году исследованием были охвачены 1664 образовательные организации (далее – ОО) в общероссийской и региональных выборках. Общероссийская выборка обучающихся является репрезентативной. Общероссийская оценка по модели PISA проводилась из числа 15-летних обучающихся в 265 ОО из 43 субъектов Российской Федерации.

В 2018 году Россия заняла 31 место из 70 стран мира, это на 5 позиций ниже, чем в 2015 году (26 место).

И казалось бы, в чем причина? В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. А, как  известно, книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека. Но, к сожалению,  современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Именно мы -  родители воспитанников и сотрудники образовательных организаций, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «читательская грамотность» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.

Но основы читательской грамотности закладываются как раз тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя. Дошкольный возраст самый активный период для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, а затем усваивает буквы, начинает читать сам.

Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".

На образовательных занятиях воспитанники получают первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности).  В режимных моментах, на прогулке, во время наблюдений  используется художественное слово. В  дошкольном возрасте ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы.

Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:

  • чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
  • прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
  • беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
  • чтение с продолжением, развивающее у воспитанников устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
  • разучивание стихотворений;
  • чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
  • проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения воспитанников отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
  • самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.

Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.

В книжном уголке в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием рекомендовано размещать научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.

Также необходимо предусматривать разные виды книг. Для развлечения и забавы детей: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки малышки. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом искусства — классический тип книги.

Периодически в группе можно организовывать выставки книг, на тему «Моя самая любимая книга». Каждая тема выставки должна быть отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, чтобы дети могли в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. Рекомендовано оформлять выставки детских рисунков по прочитанным произведениям.

Необходимо  ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихотворений, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций.

В течение всего учебного года рекомендовано организовать экскурсии в библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки. Проводятся литературные викторины, досуги, где дети с радостью берут на себя роли героев сказок.

Можно использовать на занятиях дидактические игры:

«Найди не существующее слово»

Цель: развивать умение у воспитанников выделять слова, не имеющие смысла.

Ход игры.

Воспитанникам зачитываем слова, среди них дети находят слово, не имеющее значения: например:  кот, дома, пенал, каблук, коридор, банжикос, перемена.

«Смысловые несуразицы».

Цель: совершенствовать умение у обучающихся анализировать прочитанное и определять, что не является правдой.

Ход игры.

Прочитать предложения и найти смысловую ошибку: Ель – лиственное дерево. Зимой дети собирали в лесу ягоды. Над большим деревом была глубокая яма.

«Письмо от зайца»

Цель: развивать умения воспитанников составлять рассказы по сюжетным картинкам; продолжать начатый рассказ с определённого места; закреплять правильное произношение.

Оборудование: серия сюжетных картинок в конверте по сказке «Заюшкина избушка».

Ход игры.

Педагог говорит, что Колобок получил от Зайца письмо в картинках. Воспитанникам предлагается помочь Колобку прочитать письмо, разложив картинки в нужной последовательности. В конце игры дети по цепочке рассказывают всю сказку, используя выбранные картинки.

 «История щенка». (По сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»)

Цель: развивать умение рассказывать сказку, употребляя распространённые предложения.

Оборудование: карточки с сюжетами сказки «Кто сказал мяу».

Ход игры:

1 вариант – педагог рассказывает сказку, используя картинки, затем переворачивает картинки. Дети берут картинку и рассказывают об изображённом на ней эпизоде.

2 вариант – играют двое детей. Дети по очереди берут картинки, самостоятельно определяют их последовательность и пересказывают текст.

А также дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.

Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекают средства других видов искусства, в том числе музыкального: магнитофон с различными музыкальными дисками; сборниками русских народных аудио сказок, в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки.

Но работа образовательной организации будет неполной, если  не приобщать к ней родителей. Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что приводит к значительному снижению читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению. Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами. В беседах с родителями необходимо обращать  внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию читательской грамотности начинается с самого раннего дошкольного возраста  и  позволяет сформировать :

• эмоциональную отзывчивость;

• активность и объективность читательского воображения;

•   умение пересказывать;

• аналитические умения (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);

• осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции.

А это те навыки, которые помогут воспитанникам социализироваться в обществе, расширить  свой кругозор, улучшить свои навыки коммуникации, развивать критическое мышление и умело, а главное, легко общаться с окружающими.