- Новости
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организации
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально техническое обеспечение и оснащеность образовательного процесса
- Виды материальной поддежки
- Платные образовательные услуги
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода)
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Приём в ДОО
- Наши достижения
- Навигатор доп. образования
- Методические разработки
- Дорожная безопасность
- Обратная связь
В последнее время родители все чаще обращаются с проблемой «Мой ребенок, стал вдруг боятся». Не важно чего, выключенного света, резких звуков или остаться в комнате одному. Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями, поэтому родителям нужно пробовать разные методы работы со страхами именно своего ребенка. Страх — понятие широкое. Оно включает в себя и внезапный испуг, и осознанное чувство, когда мы знаем, чего ждать, но ничего хорошего будущее нам не предвещает. Например, страх наказания предполагает, что мы хорошо знакомы с предстоящей процедурой, но никакой радости по ее поводу не испытываем. Страх может быть навеян реальной ситуацией, а может быть внушен окружающими людьми. К внушенным страхам относятся страх темноты, мифических существ, чужих людей и так далее. Внушенные страхи — это все страхи, в которых реальная опасность усиливается воображением. Кстати, именно в их появлении чаще всего повинны взрослые. Вам приходилось говорить ребенку: «Ешь скорее, а то придет волк и утащит тебя в лес»? Или менее драматический вариант: «Не бегай, упадешь!» Как правило, в сознании маленького человечка отпечатывается только вторая, более эмоционально окрашенная для него часть фразы. И вот уже ребенок боится войти в темную комнату («А вдруг оттуда выскочит волк!») или теряет способность к активным действиям.
Страх –эмоция, которую мы переживаем в одиночестве. Рядом нет человека, с которым можно разделить чувство страха. Это и есть одной из причин почему мы боимся. Тема страха предполагает не просто понимание психологических аспектов, но еще и глубокое касание психофизиологии ребенка, вопросов состояния его здоровья, потому что нарушение здоровья очень часто укрепляет и усиливает детские страхи. Система страхов –это всегда комплексная работа.
Большую часть детских страхов можно разделить на 2 группы:
Первая группа: страхи, которые имеют вполне реальную основу. Например, если ребенок обжегся, он может бояться огня. Или ребенок попал в реально страшную ситуацию.
2 группа: Страхи фантазийные, порожденные воображением ребенка. Детская фантазия преобразует в пугающие образы самые обыденные предметы и явления.
В отдельную группу можно выделить страхи, наведенные семейной ситуацией.
Как правило, это проявляется в том, что ребенок плохо засыпает, просыпается, боится темноты. Тревожных родителей я так же отнесла бы к этой группе. Родители своим поведением внушают детям, что мир небезопасный, в нем полно тревожащих ситуаций.
Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Но надо отметить, что по своей сути страх не является однозначно опасным и «вредным» для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение.
Мы не можем защитить детей от всех опасностей, но мы можем научить правильно, воспринимать окружающее, сражаться со своими страхами и преодолевать их. Для этого ребенку необходимо давать возможность действовать самому – это лучший способ избавиться от страхов. Мы же можем слегка помочь ребенку и научить его овладеть методами саморегуляции, которые позволят ребенку справиться со своими страхами.
О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
— не засыпает один, не разрешает выключать свет;
— часто закрывает уши ладонями;
— прячется в угол, за шкаф;
— отказывается от участия в подвижных играх;
— не отпускает маму от себя;
— беспокойно спит, кричит во сне;
— часто просится на руки;
— не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
— отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;
— категорически отказывается принимать незнакомую пищу.
Предлагаю Вам игры и упражнения для коррекции детских страхов.
«Напугаем страх» (для детей с 4 лет)
Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.
Инструкция: Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение. Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши.
Страх боится солнечного света,
Страх боится летящей ракеты,
Страх боится веселых людей,
Страх боится интересных затей!
Я улыбнусь, и страх пропадет,
Больше меня никогда не найдет,
Страх испугается и задрожит,
И навсегда от меня убежит!
«Придумываем сказку» (для детей с 6 лет)
Цель: преодоление детских страхов.
Потребуются карандаши (краски), лист бумаги.
Сочините вместе с ребёнком сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите ребёнка нарисовать это.
Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»
Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.
Держась с ребёнком за руки, и проговариваете эти слова. Когда взрослый называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), ребенку нужно быстро «превратиться» в него и замереть.
Упражнение «У страха глаза велики»
Цель: снятие страхов, развитие уверенности в себе
- А теперь, давай поиграем со страхом. Представь, что у тебя большой, огромный страх. (Ребёнок широко разводит руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображает большие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Сдвигает руки.)
А затем и вовсе исчезает. (Пожимает плечами и в недоумении разводит руками.)
- Посмотрим друг на друга и убедимся, что нет больше больших глаз, следовательно, страх исчез.
Упражнение «Нарисуй свой страх»
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Для данного упражнения понадобятся цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.
Ребёнку предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя, затем рассказать о своём страхе. Взрослый (мама/папа/тётя) должен обсудить это с ребёнком. После чего предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.
Вопросы:
Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?
Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.
В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.
В настоящее время существует огромное множество методов и приемов работы со страхами. Выбирать, что именно использовать следует исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его интеллектуальных возможностей.