"По тайным тропам Лукоморья!" под таким загадочным названием в МДОБУ д/с № 11 был разработан и успешно реализован проект, приуроченный к конкурсу территорий образовательных организаций города Зеи.

Девиз проекта:
«Какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет
в воспитании детей обстановка, среди которой они живут.
Тот, кому удается создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени». Тихеева Е.И.


Тип проекта: практико-ориентированный проект по оформлению и благоустройству территории дошкольного учреждения.
Вид проекта: творческий.
Основное направление: изготовление, оформление, наполнение и организация среды дошкольного учреждения через создание интерьеров, фрагментов участка, по характеру напоминающих сказочную среду; благоустройство и декоративное оформление участка, игровых площадок, цветников, озеленение и оформление малыми архитектурными и игровыми формами территории, создание безопасных условий для жизнедеятельности воспитанников.
Сроки реализации проекта: апрель 2019 – август 2019 г.
Участники проекта: педагоги и сотрудники дошкольного учреждения, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.
Основания для разработки проекта: благоустроить территорию
дошкольного учреждения, улучшать индивидуальный и стильный облик детского сада интересный воспитанникам и родителям (законным представителям), позволяющий более продуктивно организовать свободную деятельность воспитанников по познавательному, экологическому, художественно – эстетическому, физическому и трудовому воспитанию.
Цель:
Создать эмоционально – благоприятные условия пребывания воспитанников в дошкольном учреждении через благоустройство и оформление территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности во время пребывания на воздухе на участке детского сада.

Задачи:
1. Оборудовать участок дошкольного учреждения в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной кампании с воспитанниками;
2. Вовлечь в процесс работы педагогов, родителей (законных представителей), воспитанников, выявить среди родителей деловых партнеров;
3. Улучшить художественное оформление участка детского сада (эстетическое оформление и озеленение прогулочных участков);
4. Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру;
5. Привлечь воспитанников к опытно-исследовательской деятельности;
6. Развивать креативность у сотрудников дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) и воспитанников.

Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида дома, благоустройства двора. Не случайно говорят, что встречают по одёжке.

Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, сказочных героев воспитанник не только получает положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками. Территория нашего детского сада компактна, но разнопланова. Ее общая площадь – 3566 кв. м. Так как детский сад функционирует с декабря 1974 года проблема благоустройства территории актуальна всегда и  постоянно существует необходимость в обновлении её в соответствии с современными требованиями. Реализация проекта по озеленению и благоустройству территории детского сада облегчит решение задачи формирования и развития экологической культуры. Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей.
Оформление территории детского сада делится на несколько зон:

  • эстетическая зона
  • зона отдыха
  • детские игровые площадки
  • хозяйственная зона.

Эстетическая зона включает в себя: большой цветник, оформленный в виде клумб, кашпо, альпийской горки, с элементами сказочного декора. На каждом прогулочном участке имеются цветочные клумбы, созданные из различных подручных средств. Красиво, когда территория детского сада просто утопает в цветах. Разнообразные цветники делают территорию дошкольного учреждения привлекательной, напоминающей в чем-то парк отдыха.

Зона отдыха представлена скамейками у главного входа с оформленным сказочным уголком, используемым как фотозона.

Детские игровые площадки на каждом прогулочном участке имеются скамейки, лавочки и столики для отдыха, песочницы с набором инвентаря для игр с песком, горка, для воспитанников младшего дошкольного возраста центр песок – вода, подвесные качели и гамак, большие веранды, оформленные по направлениям: краеведение, безопасность дорожного движения, познавательное развитие, где можно не только спрятаться от солнца и дождя, но и получить информацию на различные темы. Оформление веранд мобильно постоянно меняется с учетом потребностей воспитанников. Полянка эмоций представлена в виде лабиринта ростовых цветов выражение которых отражается в эмоциях (веселый, грустный, сердитый, злой, добрый и т.д.). Данная полянка включает в себя функцию по сенсорному воспитанию цвет, форма, величина. На всех прогулочных площадках обновлены и вновь построены малые архитектурные формы для сюжетно – ролевых и самостоятельных игр воспитанников: автобус, самолеты, лодка, автомобили грузовой и легковой, паровоз, мотоциклы и мотороллеры. Для формирования основ финансовой грамотности имеется центр связи Билайн, ярмарочные ряды, которые так же используются в реализации казачьего образовательного компонента. На участках групп имеются деревья разных пород (лиственные, хвойные), которые создают тень для комфортного пребывания воспитанников на воздухе. Так же на участках имеется различное спортивное оборудование: полосы препятствий, цель для метания, лианы и лестницы для лазания, мостики, пеньки, кочки, лабиринты для шагания и тропы здоровья. Что такое тропа здоровья? Это, прежде всего, массаж стоп и закаливание. На дорожке представлены разные по форме и характеру поверхности материалы: шишки сосны, песок, камешки разного размера и разной степени шероховатости и пробки и другой материал. По дорожке здоровья можно ходить босиком и в носках. Главное, чтобы дети от такой ходьбы получали удовольствие!

Хозяйственная зона включает в себя площадку для проведения занятий
по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Эта площадка ежегодно используется для проведения игр и занятий по обучению воспитанников безопасному поведению на улицах и дорогах с использованием мобильного автогородка. Так же на территории хозяйственной зоны представлено фермерское хозяйство с макетами домашних животных и предметами быта, разбит огород с грядками уход за которым осуществляют педагоги и воспитанники старшего дошкольного возраста.

Таким образом, данный проект помог решить задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; создать комфортные условия для прогулок воспитанников, а также позволил осуществить активизацию творческого потенциала педагогического коллектива по созданию благоприятных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении, по формированию гражданской позиции воспитанников и обеспечению эстетики при благоустройстве территории детского сада.